антарктида антарктика сайт
       
 

Антарктида - открытие антарктиды - освоение антарктиды сегодня -

Прогресс в Антарктиде




Прогресс в Антарктиде



Одна из задач начинающейся 49-й Российской антарктической экспедиции - вернуть к активной жизни законсервированную ранее станцию "Прогресс", рядом с которой будет построен аэродром для приема тяжелых самолетов Ил-76 и Ил-18. О подробностях рассказывает начальник экспедиции Валерий Лукин:

- Почему мы возвращаемся к "Прогрессу"? "Столицей" наших полярников в Антарктиде долгое время оставался "Мирный". Однако с 1956 года, когда была открыта станция, материковый купол льда у "Мирного" покрылся трещинами: как оказалось, рельеф поверхности здесь такой, что ледник стекает в море. Тогда этого никто не знал. А теперь ясно, что организация санно-гусеничных походов внутрь континента отсюда сложна. Хотя одной из важнейших задач главной базы как раз должно быть снабжение остальных станций.

"Прогресс" же строился как основная база геолого-геофизических исследований. В 1985 году в стадии обсуждения находилась международная конвенция по разработке минеральных ресурсов Антарктики, и Советский Союз не собирался оставаться в стороне. На берегу залива Прюдс (море Содружества) на восточной оконечности оазиса Холмы Ларсеманн начали возводить двухэтажный дом и вспомогательные сооружения. Место это очень удобное, поскольку оазис представляет собой участок коренных скальных пород длиной около 10 километров и шириной от одного до пяти километров. Четыре глубоких залива делят его на несколько полуостровов.

Станционные сооружения были поставлены вблизи озера на высоте 55 метров над уровнем моря. С востока и юга эта площадка защищена грядами скал, поэтому не заносится снегом. К тому же есть все условия для подхода и разгрузки экспедиционных судов.

Но конвенция так и не вступила в силу. А позже был подписан протокол об охране окружающей среды, одна из статей которого наложила полувековой мораторий на ведение геологоразведки на ледовом континенте. Словом, подобные исследования оказались свернутыми. И в 2000 году "Прогресс" законсервировали.

Теперь интерес к возрождению станции в качестве логистического центра опять возрос. Ведь она расположена на 90 километров ближе, чем "Мирный", к тому же "Востоку". А главное, тут нормальный выход на купол. И по всем наблюдениям, он должен таковым и оставаться.

Но мы подсчитали, что поддерживать в рабочем состоянии имеющееся двухэтажное здание зимой экономически не выгодно. Оно нужно только летом, когда сюда приезжают геологи. Так что есть смысл построить современный зимовочный комплекс на двадцать человек. С современной дизель-электрической станцией, комплексом очистных сооружений и сжигания мусора, нефтебазой, отвечающей всем требованиям, включая экологические, транспортно-ремонтной базой, аэродромом.

Кстати, об аэродроме. Мы уже делали взлетно-посадочные полосы для приема тяжелых самолетов на шасси на станциях "Молодежная" и "Новолазаревская". И на "Прогрессе" проводили пробную укатку ВПП по той же, разработанной институтом "Ленаэропроект", технологии. Новый аэродром позволит увеличить срок работы геологов в Антарктиде на месяц-полтора. Экспедиционное судно добирается сюда во второй половине декабря, а полеты самолетов из Австралии или Южной Африки можно организовывать уже в ноябре. Вот почему интерес к "воздушным воротам" проявляют и зарубежные коллеги.

Кстати, создание на "Прогрессе" нового зимовочного комплекса и аэродрома было заложено в нашу программу еще шесть лет назад. Но дефолт обесценил бюджет экспедиции. Сейчас статья госбюджета "Финансирование российских антарктических экспедиций" увеличивается. Кроме того, на строительство комплекса на "Прогрессе" выделены дополнительные деньги в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.

В этом году на "Прогрессе" зимуют 22 человека. Уже закуплены и завезены в Антарктиду комплексы очистных сооружений и водоподготовки, а также мусоросжигательный. Когда же в Антарктиду прибудет судно "Академик Федоров" со строителями на борту, начнутся работы по нулевому циклу. Рассчитаны они на четыре года.



Добавь ссылку в свой Блог!

Из Африки в Антарктиду летают самолеты. Причем у пилотов есть такое понятие как 'точка невозврата', т.е. пролетая определенную точку на своем маршруте они не могут вернуться обратно, потому что им не хватит топлива. И в данном случае всегда надо лететь и садиться.


Погода в Антарктиде бывает двух видов - плохая и очень плохая.


В 2000 году Международная гидрографическая организация официально приняла разделение на пять океанов. К уже известным Тихому, Атлантическому, Индийскому и Северному ледовитому прибавился Южный океан, опоясывающий Антарктиду.


Летом около 400 туристов посещают базу Скотт, и более 1000 человек – соседнюю американскую базу Макмурдо, а постоянно живут на обеих базах только 50 сотрудников. Зимой температура здесь опускается до минус 60 градусов по Цельсию, а солнца не видно с апреля по август.


Подсчитано, что за последние 600 миллионов лет произошло примерно 2000 столкновений астероидов с Землей. Предполагается, что именно такое происхождение имеет кратер диаметром 241 километр и глубиной 805 метров на Земле Уилкса в Антарктиде. Чтобы образовался столь гигантский кратер, с Землей должен был столкнуться метеорит весом 13 миллионов тонн, обладающий скоростью более 70 тысяч километров в час.


интерактивная карта антарктиды - антарктическая энциклопедия: антарктические станции - список, география антарктиды - работа в антарктиде - антарктические экспедиции - туры в антарктиду - фильмы про Антарктиду - архитектура в Антарктиде - обратные ссылки - наши контакты - карта сайта



последнее обновление сайта - 06.10.2016, следующее обновление сайта - .. - by masterhost.ru